Введение Introduction Правила
Источник Пушки и шестерни
Настольная ролевая игра Pathfinder переносит игроков в мир эпического фэнтези, где можно рассказать практически любую историю. Если Основная книга правил предоставляет классические варианты для игры, а Secrets of Magic позволяет персонажам погрузиться в магические тайны Голариона, то Пушки и шестерни раскрывают секреты огнестрельного оружия и часовых механизмов, сочетая мрачный реализм и стимпанк для создания уникальной атмосферы.
Пушки и шестерни представлена в виде трёх небольших, но взаимосвязанных "книг" под одной обложкой. Раздел "Шестерни" разделён на две главы: "Персонажи шестерён" и "Снаряжение шестерён". Первая глава знакомит с классом изобретателя, народом автоматонов и несколькими архетипами, отражающими тему инноваций. Вторая глава предлагает множество гаджетов и транспортных средств, воплощающих тему изобретательства. Эта глава включает правила для часовых механизмов, паровых технологий, а также других, более эзотерических форм технологий.
Раздел "Пушки" также разделён на две главы: "Персонажи пушек" и "Снаряжение пушек". Первая часть представляет класс стрелок вместе с набором архетипов, поддерживающих динамичные стили боя с использованием огнестрельного оружия и арбалетов. Вторая глава предлагает широкий ассортимент нового огнестрельного оружия - от классических чёрнопороховых моделей вроде кремневого мушкета и аркебузы до более фантастических вариантов, таких как универсальные комбинированные оружия или магические ружья из чудовищных материалов. Поддержка огнестрельного оружия и арбалетов не ограничивается новыми видами вооружения и включает дополнительные аксессуары для модификации вашего оружия: байонет и укреплённую рукоять для ближнего боя, магические прицелы для улучшения меткости, магические подсумки и кобуры, а также сменные стволы и ударные механизмы для изменения характеристик оружия.
Заключительный раздел "Вращающаяся шестерня" представляет собой самостоятельный географический справочник, описывающий различные регионы Голариона, где можно встретить чёрный порох, часовые механизмы и другие формы технологий. Эта глава не ограничивается лишь Внутренним морем - она исследует такие континенты, как Аркадия, Касмарон и Тянь-Ша, описывая технологические традиции этих регионов и их влияние на развитие и распространение технологий по всей планете.
Представленные здесь правила расширяют систему, изложенную в Основной книге правил, и эта книга необходима для использования Пушек и шестерён. Некоторые правила содержат ссылки на соответствующие страницы данного издания. В других продуктах ссылки на эти правила могут обозначаться надстрочной пометкой «G&G».
Большинство игровых механик в этой книге имеют дескрипторы необычный или редкий, поскольку такие технологии необычны для Голариона. Однако в некоторых блоках параметров для необычных элементов правил присутствует запись "Доступ", где указаны конкретные условия. Персонаж, соответствующий указанным критериям (например, происходящий из определённого региона), получает доступ к данному элементу правил. В этой книге требования доступа часто группируются по разделам. Например, во введении к главе "Персонажи шестерён" указаны регионы Голариона, дающие доступ к классу изобретатель и связанному с ним необычному оружию и снаряжению. Связь с этими регионами служит основным требованием для доступа к большинству элементов раздела (за исключением редких предметов и некоторых других элементов, требующих дополнительного одобрения ведущего, таких как транспортные средства).
Как всегда, последнее слово о доступности необычных или редких опций, как и о возможности их использования в игре, остаётся за ведущим. Он может решить, что происхождение или способности персонажа обосновывают доступ к определённым элементам правил, даже если персонаж формально не соответствует требованиям. Также ведущий вправе полностью запретить использование этих опций.
Пушки и шестерни представляет фэнтезийные элементы, которые могут не подходить для некоторых игр. Мир Голариона во многом схож с периодом Ренессанса в реальном мире, дополненным магией и устаревшими технологиями, которые на Земле исчезли до того, как цивилизация достигла уровня развития, представленного в Голарионе. Этот мир высокого фэнтези населён пиратами с бандельерами кремнёвых пистолей, безрассудными учёными, оживляющими мёртвых с помощью электрических катушек, рыцарями в сияющих доспехах, летающими на могучих грифонах, и волшебниками, творящими заклинания в высоких башнях. Каждая из этих концепций персонажей найдёт себе место на Голарионе; просто, чтобы отыскать отдельные технологические элементы, нужно знать, где их искать.
В авторских кампаниях и сеттингах некоторые ведущие могут предпочесть мир, погружённый в эпоху пиратства, где пушки и огнестрельное оружие встречаются чаще, чем обычно в Голарионе, но без паровых реактивных ранцев и часовых абордажных крюков. Другие могут создать мир с часовыми механизмами и паровыми двигателями, но полностью исключив огнестрельное оружие и технологии, использующие чёрный порох. Пушки и шестерни снабжает вас всем необходимым для обоих подходов. Как упоминалось, эта книга разделена на три небольших "книги". Ведущий, желающий включить только чёрнопороховое оружие без элементов странной науки, может разрешить игрокам использовать раздел Пушки, исключив Шестерни. Тот, кто хочет создать мир часовых конструктов и фантастических изобретений без огнестрельного оружия, может поступить наоборот. Наконец, если ведущий всё ещё не уверен, как вписать эти элементы в свой игровой мир, ему стоит заглянуть в раздел "Вращающаяся шестерня" в конце книги. Там показано, как эти технологии зародились и распространились по Голариону, — возможно, это подскажет, как интегрировать их и в вашу кампанию.
Голарион — это мир магии, где можно встретить мечи, украшенные рунами и выкованные из металла, упавшего с небес, латные доспехи, похожие на те, что создавались на Земле в XV веке, а также другое вооружение, не имеющее аналогов в человеческой истории. Представленные в этой книге чёрнопороховое оружие и технологические гаджеты механически сбалансированы с другими доступными персонажам вариантами. Огнестрельное оружие, несмотря на способность наносить сокрушительные критические удары, сосуществует с арбалетами и композитными длинными луками, а не заменяет их — подобно тому, как на Земле в Азии огнестрельное оружие и луки активно использовались одновременно почти 900 лет.
Представленное в этой книге огнестрельное оружие соответствует ранним историческим образцам с некоторыми уникальными особенностями, как поясняется во введении к главе «Снаряжение пушек». Эти старинные ружья, использовавшие чёрный порох без современных усовершенствований и не имевшие нарезных стволов, повышающих дальность и точность, отличались крайне низкой меткостью и при касательных попаданиях не превосходили по летальности большинство луков и арбалетов. Однако их пробивная способность была выше, и попадание ими в уязвимую область могло оказаться смертельно опасным. В игровой механике эта летальность отражена дескриптором добивающее, присвоенным большинству образцов огнестрельного оружия — критический удар соответствует попаданию в жизненно важный орган или иную уязвимую зону. Такая механика позволяет огнестрельному оружию наносить значительно больший урон в определённых обстоятельствах по сравнению с оружием с аналогичной костью урона, сохраняя при этом сбалансированную систему, где каждый игрок может проявить себя.
В Голарионе технологический прогресс развивался значительно медленнее, чем на Земле. Многие современные удобства до сих пор не изобретены или не открыты. Однако это не означает, что технологии совсем не развивались. Поскольку определённые виды технологий сохранялись веками в Голарионе, многие удивительные инновации вместо того чтобы быть заменёнными, как на Земле, остаются распространёнными — конкурирующие разработки развивались медленнее либо вовсе не получили широкого распространения.
Хотя механические драконы и алхимические сапоги, запускающие владельца в небо, являются наиболее яркими примерами уникального технологического пути Голариона, в игре можно найти множество других, менее заметных примеров. В земном XVI веке латный доспех мог остановить пробивную силу огнестрельного выстрела (хотя и не всю его кинетическую энергию), но высокая стоимость и вес делали такую защиту доступной лишь самым богатым. Голарион же — фэнтезийный мир, где драконы и прочие сверхъестественные существа, чья разрушительная сила сопоставима или превосходит огнестрельное оружие, встречаются относительно часто, а искатели приключений накапливают состояния, которые постоянно вкладывают в лучшее вооружение и доспехи. Более того, оружие и доспехи на Голарионе могут быть усилены магическими рунами, поднимающими их эффективность далеко за пределы всего, что можно было бы воспроизвести на Земле без технологий, выходящих за рамки эпохи мечей и лат.
Аналогичная ситуация наблюдается и с лёгкими доспехами. На Земле существовали технологии вплетания шёлка, способные останавливать пули, и другие методы создания пуленепробиваемых доспехов - например, многослойная бумага, покрытая лаком, образующая примитивный аналог современного кевлара. Однако эти технологии редко находили широкое применение до своего преобразования в абсолютно новые формы. В Тянь-Ша несколько наций освоили технологии создания чёрнопорохового оружия (ручных пушек и огненных копий) и лакированных доспехов. Пересечение этих технологий делает достоверным существование модификаций клёпаных кожаных доспехов или кольчуг, усиленных подобными ранними средствами защиты от пуль. В Авистане и регионах Внутреннего Моря рыцари, сталкивавшиеся с огнестрельным оружием из Алькенстара (импортированным или добытым преступным путём), вероятно, знают оружейников, владеющих техникой создания многослойных пластин и шёлковых поддоспешников, обеспечивающих дополнительную защиту от пуль.
Учитывая, что некоторые технологии на Голарионе развивались более стремительно или пошли иным от Земли путём, влияние алхимии на местные технологические процессы трудно переоценить. Помимо создания стихийного оружия — такого, как алхимический огонь и молния в бутылке — алхимические методики нашли применение в различных отраслях. Алхимическая обработка позволяет создавать более прочные доспехи, дистилляционные методы позволяют получать иные формы и концентрации чёрного пороха, а специальные техники помогают сохранять нестабильные вещества при перевозке.
Как и огнестрельное оружие, алхимия является своего рода инструментом для простых людей — её может использовать практически любой, кто сумеет раздобыть необходимые компоненты, без необходимости в специализированном обучении или уникальном наследии, как у волшебников и чародеев. Один-единственный алхимик, поселившийся в общине, способен быстро улучшить качество жизни всех её жителей: снизить смертность от болезней, дать местным инструмент для защиты от внешних угроз и обеспечить множество других преимуществ — как значительных, так и не очень. Хотя алхимия — самостоятельная отрасль науки, она тесно переплетена с развитием чёрнопорохового оружия и прочих технологий Голариона: именно благодаря ей появляются более прочные сплавы и более мощные взрывчатые вещества для масштабных проектов. Например, пусть паровые технологии Голариона крайне молоды, паровые двигатели здесь гораздо чаще используют алхимические источники тепла, а не угольные печи, распространённые в нашем мире.
Последние два десятилетия Голарион — и особенно регион Внутреннего Моря, включающий континент Авистан и северную часть Гарунда — переживал череду катастроф. Орды демонов, хлынувшие из разрыва в самой ткани мира; маги, перенесённые сквозь время и сеющие хаос ради возвращения утраченного величия; армии великанов и хобгоблинов; могущественный лич, ведущий полчища нежити, — всё это неоднократно обрушивалось на жителей Голариона, каждый раз оставляя их в состоянии потрясения. Хотя эти события замедлили одни технологические процессы, они же дали мощный толчок другим. Огнестрельное оружие сегодня распространено как никогда, а изобретатели из Варисии, Авессалома и северного Гарунда непрестанно создают новые устройства — как чудесные, так и ужасающие. Голарион стоит на перепутье: алхимия процветает, часовые механизмы готовы к экспансии, а паровые технологии делают первые робкие шаги в эпоху инноваций. Пока эти технологии имеют ограниченное распространение, но они способны привести к грандиозным переменам. Но ничто не высечено в камне - плоды прогресса могут рухнуть в одночасье, если верх возьмут силы, желающие задушить науку и общественное единство. К счастью, Голарион - это мир, где неизменно находятся герои, готовые встать на пути любых угроз и бороться за будущее безграничных возможностей.
Как упоминалось в начале, Пушки и шестерни организованы так, чтобы вы могли взять из книги ровно столько материалов, сколько подходят вашему игровому миру. Хотя часть замысла лежит на поверхности (разделение содержания на «Шестерни», «Пушки» и «Вращающуюся шестерню»), мы предусмотрели и менее очевидные решения. Транспортные средства и осадные орудия, чьи правила могут быть увлекательными, но не подходящими для всех кампаний, вынесены в отдельные разделы. Огнестрельное оружие разделено на "классическое" и "фэнтезийное". Если в вашем сеттинге технологическим "потолком" являются гладкоствольные чёрнопороховые ружья, вы можете ограничиться классическими вариантами. Для высокофэнтезийных миров, где ренессансные технологии сочетаются с магическими инновациями (например, ружья-трансформеры, превращающиеся в мечи или топоры, или оружие из останков сверхъестественных существ), предусмотрены более экзотические варианты.
Создавая эту книгу, мы стремились охватить бесчисленные варианты фэнтезийных вселенных, предложив материалы из различных сеттингов и для любых игроков. Здесь каждый найдёт элементы повествования по своему вкусу и не будет обязан включать то, что мешает погружению или портит игровой опыт. Если вы хотите играть лихого пирата с чёрнопороховым пистолетом или крысолюда-инженера с ранцем из катушек Теслы, подавляющих магическую энергию, и шестерённым абордажным крюком с выдвижным тросом — эта книга для вас. Берите те элементы, что соответствуют вашему видению персонажей, приключений и мира, а остальное смело оставляйте за кадром!
При создании фэнтезийного мира — или в игре по такому миру, как Голарион, где волшебники живут бок о бок со стрелками, и даже самые волшебные королевства обзаводятся часовыми солдатами и прочими научными изобретениями, способными имитировать, усиливать или вовсе заменять магию, — бывает трудно представить, как все эти разнородные элементы уживаются вместе. Почему соседние государства не перенимают огнестрельное оружие? Зачем тратить целые состояния на создание механического дракона, если можно телепортировать яйцо из гнезда и получить настоящего дракона гораздо дешевле? На эти вопросы есть множество ответов, и их поиск поможет сделать ваш игровой мир более живым и правдоподобным. Для начала мы рассмотрим, как Голарион отвечает на эти вопросы, а затем обсудим, как глубже вплести подобные темы в ваш собственный оригинальный мир.
Оплот Донгуна и Алькенстар служат яркими примерами регионов Голариона, где технологический уровень значительно превышает среднестатистический по миру, не меняя существенным образом общую динамику самого Голариона и соседних регионов. Зажатые между двумя враждующими державами, которыми правят короли-волшебники, Алькенстар и Оплот Донгуна не имеют собственных морских портов и окружены пустошами, кишащими мутантами и чудовищами. Древние магические войны, оставившие шрамы на Пустошах Маны, породили участки нестабильной магии и зоны мёртвой магии, где колдовство в лучшем случае работает непредсказуемо, а в худшем — практически отсутствует. В таких условиях логично, что стойкие кузнецы Оплота Донгуна избрали огнестрельное оружие главным способом защиты от опасных существ и угроз. Этим же объясняется, почему до недавнего времени такое вооружение оставалось доступным лишь в этом небольшом регионе Внутреннего Моря.
В вашем собственном мире вы можете использовать аналогичные механизмы для разделения стран и регионов по схожим принципам или придумать совершенно иные варианты. Например, если в вашем мире огнестрельное оружие существует, но ограничено конкретным регионом, задайтесь вопросом: почему его распространение ограничено? Возможно, могущественная организация удерживает в тайне технологии производства, защищая собственные интересы. Или магия настолько распространена, что лишь редкие люди, лишённые магического дара, интересуются технологическими изысканиями. А может, сама природа мира препятствует развитию — например, состав атмосферы или свойства местных металлов не позволяют создавать достаточно точные механизмы, делая возможной только покупку таких изделий у межпространственных торговцев, импортирующих товары с далёких планов. Возможностей бесконечно много, и конкретная причина не так важна, как последовательное понимание того, как различные элементы вашего мира связываются в единое целое.
Разумеется, ваш мир может представлять собой безумное переплетение планарных реальностей, где стрелки, вооружённые револьверами, сражаются бок о бок с рыцарями в сияющих доспехах и психо-змеями. Возможно всё — важно лишь, чтобы в происходящем было ровно столько смысла, сколько нужно вам и вашим друзьям, чтобы получать удовольствие и рассказывать те истории, которые вам хочется!
Настольная ролевая игра Pathfinder переносит игроков в мир эпического фэнтези, где можно рассказать практически любую историю. Если Основная книга правил предоставляет классические варианты для игры, а Secrets of Magic позволяет персонажам погрузиться в магические тайны Голариона, то Пушки и шестерни раскрывают секреты огнестрельного оружия и часовых механизмов, сочетая мрачный реализм и стимпанк для создания уникальной атмосферы.
Шестерни, пушки или всё вместе
Источник Пушки и шестерниПушки и шестерни представлена в виде трёх небольших, но взаимосвязанных "книг" под одной обложкой. Раздел "Шестерни" разделён на две главы: "Персонажи шестерён" и "Снаряжение шестерён". Первая глава знакомит с классом изобретателя, народом автоматонов и несколькими архетипами, отражающими тему инноваций. Вторая глава предлагает множество гаджетов и транспортных средств, воплощающих тему изобретательства. Эта глава включает правила для часовых механизмов, паровых технологий, а также других, более эзотерических форм технологий.
Раздел "Пушки" также разделён на две главы: "Персонажи пушек" и "Снаряжение пушек". Первая часть представляет класс стрелок вместе с набором архетипов, поддерживающих динамичные стили боя с использованием огнестрельного оружия и арбалетов. Вторая глава предлагает широкий ассортимент нового огнестрельного оружия - от классических чёрнопороховых моделей вроде кремневого мушкета и аркебузы до более фантастических вариантов, таких как универсальные комбинированные оружия или магические ружья из чудовищных материалов. Поддержка огнестрельного оружия и арбалетов не ограничивается новыми видами вооружения и включает дополнительные аксессуары для модификации вашего оружия: байонет и укреплённую рукоять для ближнего боя, магические прицелы для улучшения меткости, магические подсумки и кобуры, а также сменные стволы и ударные механизмы для изменения характеристик оружия.
Заключительный раздел "Вращающаяся шестерня" представляет собой самостоятельный географический справочник, описывающий различные регионы Голариона, где можно встретить чёрный порох, часовые механизмы и другие формы технологий. Эта глава не ограничивается лишь Внутренним морем - она исследует такие континенты, как Аркадия, Касмарон и Тянь-Ша, описывая технологические традиции этих регионов и их влияние на развитие и распространение технологий по всей планете.
Как пользоваться этой книгой
Источник Пушки и шестерниПредставленные здесь правила расширяют систему, изложенную в Основной книге правил, и эта книга необходима для использования Пушек и шестерён. Некоторые правила содержат ссылки на соответствующие страницы данного издания. В других продуктах ссылки на эти правила могут обозначаться надстрочной пометкой «G&G».
Доступ к элементам правил
Источник Пушки и шестерниБольшинство игровых механик в этой книге имеют дескрипторы необычный или редкий, поскольку такие технологии необычны для Голариона. Однако в некоторых блоках параметров для необычных элементов правил присутствует запись "Доступ", где указаны конкретные условия. Персонаж, соответствующий указанным критериям (например, происходящий из определённого региона), получает доступ к данному элементу правил. В этой книге требования доступа часто группируются по разделам. Например, во введении к главе "Персонажи шестерён" указаны регионы Голариона, дающие доступ к классу изобретатель и связанному с ним необычному оружию и снаряжению. Связь с этими регионами служит основным требованием для доступа к большинству элементов раздела (за исключением редких предметов и некоторых других элементов, требующих дополнительного одобрения ведущего, таких как транспортные средства).
Как всегда, последнее слово о доступности необычных или редких опций, как и о возможности их использования в игре, остаётся за ведущим. Он может решить, что происхождение или способности персонажа обосновывают доступ к определённым элементам правил, даже если персонаж формально не соответствует требованиям. Также ведущий вправе полностью запретить использование этих опций.
Построение мира и атмосфера
Источник Пушки и шестерниПушки и шестерни представляет фэнтезийные элементы, которые могут не подходить для некоторых игр. Мир Голариона во многом схож с периодом Ренессанса в реальном мире, дополненным магией и устаревшими технологиями, которые на Земле исчезли до того, как цивилизация достигла уровня развития, представленного в Голарионе. Этот мир высокого фэнтези населён пиратами с бандельерами кремнёвых пистолей, безрассудными учёными, оживляющими мёртвых с помощью электрических катушек, рыцарями в сияющих доспехах, летающими на могучих грифонах, и волшебниками, творящими заклинания в высоких башнях. Каждая из этих концепций персонажей найдёт себе место на Голарионе; просто, чтобы отыскать отдельные технологические элементы, нужно знать, где их искать.
В авторских кампаниях и сеттингах некоторые ведущие могут предпочесть мир, погружённый в эпоху пиратства, где пушки и огнестрельное оружие встречаются чаще, чем обычно в Голарионе, но без паровых реактивных ранцев и часовых абордажных крюков. Другие могут создать мир с часовыми механизмами и паровыми двигателями, но полностью исключив огнестрельное оружие и технологии, использующие чёрный порох. Пушки и шестерни снабжает вас всем необходимым для обоих подходов. Как упоминалось, эта книга разделена на три небольших "книги". Ведущий, желающий включить только чёрнопороховое оружие без элементов странной науки, может разрешить игрокам использовать раздел Пушки, исключив Шестерни. Тот, кто хочет создать мир часовых конструктов и фантастических изобретений без огнестрельного оружия, может поступить наоборот. Наконец, если ведущий всё ещё не уверен, как вписать эти элементы в свой игровой мир, ему стоит заглянуть в раздел "Вращающаяся шестерня" в конце книги. Там показано, как эти технологии зародились и распространились по Голариону, — возможно, это подскажет, как интегрировать их и в вашу кампанию.
Функциональность и баланс
Источник Пушки и шестерниГоларион — это мир магии, где можно встретить мечи, украшенные рунами и выкованные из металла, упавшего с небес, латные доспехи, похожие на те, что создавались на Земле в XV веке, а также другое вооружение, не имеющее аналогов в человеческой истории. Представленные в этой книге чёрнопороховое оружие и технологические гаджеты механически сбалансированы с другими доступными персонажам вариантами. Огнестрельное оружие, несмотря на способность наносить сокрушительные критические удары, сосуществует с арбалетами и композитными длинными луками, а не заменяет их — подобно тому, как на Земле в Азии огнестрельное оружие и луки активно использовались одновременно почти 900 лет.
Разве пушки не мощнее луков?
Источник Пушки и шестерниПредставленное в этой книге огнестрельное оружие соответствует ранним историческим образцам с некоторыми уникальными особенностями, как поясняется во введении к главе «Снаряжение пушек». Эти старинные ружья, использовавшие чёрный порох без современных усовершенствований и не имевшие нарезных стволов, повышающих дальность и точность, отличались крайне низкой меткостью и при касательных попаданиях не превосходили по летальности большинство луков и арбалетов. Однако их пробивная способность была выше, и попадание ими в уязвимую область могло оказаться смертельно опасным. В игровой механике эта летальность отражена дескриптором добивающее, присвоенным большинству образцов огнестрельного оружия — критический удар соответствует попаданию в жизненно важный орган или иную уязвимую зону. Такая механика позволяет огнестрельному оружию наносить значительно больший урон в определённых обстоятельствах по сравнению с оружием с аналогичной костью урона, сохраняя при этом сбалансированную систему, где каждый игрок может проявить себя.
Доспехи и укрепляющие технологии
Источник Пушки и шестерниВ Голарионе технологический прогресс развивался значительно медленнее, чем на Земле. Многие современные удобства до сих пор не изобретены или не открыты. Однако это не означает, что технологии совсем не развивались. Поскольку определённые виды технологий сохранялись веками в Голарионе, многие удивительные инновации вместо того чтобы быть заменёнными, как на Земле, остаются распространёнными — конкурирующие разработки развивались медленнее либо вовсе не получили широкого распространения.
Хотя механические драконы и алхимические сапоги, запускающие владельца в небо, являются наиболее яркими примерами уникального технологического пути Голариона, в игре можно найти множество других, менее заметных примеров. В земном XVI веке латный доспех мог остановить пробивную силу огнестрельного выстрела (хотя и не всю его кинетическую энергию), но высокая стоимость и вес делали такую защиту доступной лишь самым богатым. Голарион же — фэнтезийный мир, где драконы и прочие сверхъестественные существа, чья разрушительная сила сопоставима или превосходит огнестрельное оружие, встречаются относительно часто, а искатели приключений накапливают состояния, которые постоянно вкладывают в лучшее вооружение и доспехи. Более того, оружие и доспехи на Голарионе могут быть усилены магическими рунами, поднимающими их эффективность далеко за пределы всего, что можно было бы воспроизвести на Земле без технологий, выходящих за рамки эпохи мечей и лат.
Аналогичная ситуация наблюдается и с лёгкими доспехами. На Земле существовали технологии вплетания шёлка, способные останавливать пули, и другие методы создания пуленепробиваемых доспехов - например, многослойная бумага, покрытая лаком, образующая примитивный аналог современного кевлара. Однако эти технологии редко находили широкое применение до своего преобразования в абсолютно новые формы. В Тянь-Ша несколько наций освоили технологии создания чёрнопорохового оружия (ручных пушек и огненных копий) и лакированных доспехов. Пересечение этих технологий делает достоверным существование модификаций клёпаных кожаных доспехов или кольчуг, усиленных подобными ранними средствами защиты от пуль. В Авистане и регионах Внутреннего Моря рыцари, сталкивавшиеся с огнестрельным оружием из Алькенстара (импортированным или добытым преступным путём), вероятно, знают оружейников, владеющих техникой создания многослойных пластин и шёлковых поддоспешников, обеспечивающих дополнительную защиту от пуль.
Влияние алхимии на технологии
Источник Пушки и шестерниУчитывая, что некоторые технологии на Голарионе развивались более стремительно или пошли иным от Земли путём, влияние алхимии на местные технологические процессы трудно переоценить. Помимо создания стихийного оружия — такого, как алхимический огонь и молния в бутылке — алхимические методики нашли применение в различных отраслях. Алхимическая обработка позволяет создавать более прочные доспехи, дистилляционные методы позволяют получать иные формы и концентрации чёрного пороха, а специальные техники помогают сохранять нестабильные вещества при перевозке.
Как и огнестрельное оружие, алхимия является своего рода инструментом для простых людей — её может использовать практически любой, кто сумеет раздобыть необходимые компоненты, без необходимости в специализированном обучении или уникальном наследии, как у волшебников и чародеев. Один-единственный алхимик, поселившийся в общине, способен быстро улучшить качество жизни всех её жителей: снизить смертность от болезней, дать местным инструмент для защиты от внешних угроз и обеспечить множество других преимуществ — как значительных, так и не очень. Хотя алхимия — самостоятельная отрасль науки, она тесно переплетена с развитием чёрнопорохового оружия и прочих технологий Голариона: именно благодаря ей появляются более прочные сплавы и более мощные взрывчатые вещества для масштабных проектов. Например, пусть паровые технологии Голариона крайне молоды, паровые двигатели здесь гораздо чаще используют алхимические источники тепла, а не угольные печи, распространённые в нашем мире.
Технологии в современном Голарионе
Источник Пушки и шестерниПоследние два десятилетия Голарион — и особенно регион Внутреннего Моря, включающий континент Авистан и северную часть Гарунда — переживал череду катастроф. Орды демонов, хлынувшие из разрыва в самой ткани мира; маги, перенесённые сквозь время и сеющие хаос ради возвращения утраченного величия; армии великанов и хобгоблинов; могущественный лич, ведущий полчища нежити, — всё это неоднократно обрушивалось на жителей Голариона, каждый раз оставляя их в состоянии потрясения. Хотя эти события замедлили одни технологические процессы, они же дали мощный толчок другим. Огнестрельное оружие сегодня распространено как никогда, а изобретатели из Варисии, Авессалома и северного Гарунда непрестанно создают новые устройства — как чудесные, так и ужасающие. Голарион стоит на перепутье: алхимия процветает, часовые механизмы готовы к экспансии, а паровые технологии делают первые робкие шаги в эпоху инноваций. Пока эти технологии имеют ограниченное распространение, но они способны привести к грандиозным переменам. Но ничто не высечено в камне - плоды прогресса могут рухнуть в одночасье, если верх возьмут силы, желающие задушить науку и общественное единство. К счастью, Голарион - это мир, где неизменно находятся герои, готовые встать на пути любых угроз и бороться за будущее безграничных возможностей.
Модульность
Источник Пушки и шестерниКак упоминалось в начале, Пушки и шестерни организованы так, чтобы вы могли взять из книги ровно столько материалов, сколько подходят вашему игровому миру. Хотя часть замысла лежит на поверхности (разделение содержания на «Шестерни», «Пушки» и «Вращающуюся шестерню»), мы предусмотрели и менее очевидные решения. Транспортные средства и осадные орудия, чьи правила могут быть увлекательными, но не подходящими для всех кампаний, вынесены в отдельные разделы. Огнестрельное оружие разделено на "классическое" и "фэнтезийное". Если в вашем сеттинге технологическим "потолком" являются гладкоствольные чёрнопороховые ружья, вы можете ограничиться классическими вариантами. Для высокофэнтезийных миров, где ренессансные технологии сочетаются с магическими инновациями (например, ружья-трансформеры, превращающиеся в мечи или топоры, или оружие из останков сверхъестественных существ), предусмотрены более экзотические варианты.
Создавая эту книгу, мы стремились охватить бесчисленные варианты фэнтезийных вселенных, предложив материалы из различных сеттингов и для любых игроков. Здесь каждый найдёт элементы повествования по своему вкусу и не будет обязан включать то, что мешает погружению или портит игровой опыт. Если вы хотите играть лихого пирата с чёрнопороховым пистолетом или крысолюда-инженера с ранцем из катушек Теслы, подавляющих магическую энергию, и шестерённым абордажным крюком с выдвижным тросом — эта книга для вас. Берите те элементы, что соответствуют вашему видению персонажей, приключений и мира, а остальное смело оставляйте за кадром!
Границы и изменения
Источник Пушки и шестерниПри создании фэнтезийного мира — или в игре по такому миру, как Голарион, где волшебники живут бок о бок со стрелками, и даже самые волшебные королевства обзаводятся часовыми солдатами и прочими научными изобретениями, способными имитировать, усиливать или вовсе заменять магию, — бывает трудно представить, как все эти разнородные элементы уживаются вместе. Почему соседние государства не перенимают огнестрельное оружие? Зачем тратить целые состояния на создание механического дракона, если можно телепортировать яйцо из гнезда и получить настоящего дракона гораздо дешевле? На эти вопросы есть множество ответов, и их поиск поможет сделать ваш игровой мир более живым и правдоподобным. Для начала мы рассмотрим, как Голарион отвечает на эти вопросы, а затем обсудим, как глубже вплести подобные темы в ваш собственный оригинальный мир.
Оплот Донгуна и Алькенстар служат яркими примерами регионов Голариона, где технологический уровень значительно превышает среднестатистический по миру, не меняя существенным образом общую динамику самого Голариона и соседних регионов. Зажатые между двумя враждующими державами, которыми правят короли-волшебники, Алькенстар и Оплот Донгуна не имеют собственных морских портов и окружены пустошами, кишащими мутантами и чудовищами. Древние магические войны, оставившие шрамы на Пустошах Маны, породили участки нестабильной магии и зоны мёртвой магии, где колдовство в лучшем случае работает непредсказуемо, а в худшем — практически отсутствует. В таких условиях логично, что стойкие кузнецы Оплота Донгуна избрали огнестрельное оружие главным способом защиты от опасных существ и угроз. Этим же объясняется, почему до недавнего времени такое вооружение оставалось доступным лишь в этом небольшом регионе Внутреннего Моря.
В вашем собственном мире вы можете использовать аналогичные механизмы для разделения стран и регионов по схожим принципам или придумать совершенно иные варианты. Например, если в вашем мире огнестрельное оружие существует, но ограничено конкретным регионом, задайтесь вопросом: почему его распространение ограничено? Возможно, могущественная организация удерживает в тайне технологии производства, защищая собственные интересы. Или магия настолько распространена, что лишь редкие люди, лишённые магического дара, интересуются технологическими изысканиями. А может, сама природа мира препятствует развитию — например, состав атмосферы или свойства местных металлов не позволяют создавать достаточно точные механизмы, делая возможной только покупку таких изделий у межпространственных торговцев, импортирующих товары с далёких планов. Возможностей бесконечно много, и конкретная причина не так важна, как последовательное понимание того, как различные элементы вашего мира связываются в единое целое.
Разумеется, ваш мир может представлять собой безумное переплетение планарных реальностей, где стрелки, вооружённые револьверами, сражаются бок о бок с рыцарями в сияющих доспехах и психо-змеями. Возможно всё — важно лишь, чтобы в происходящем было ровно столько смысла, сколько нужно вам и вашим друзьям, чтобы получать удовольствие и рассказывать те истории, которые вам хочется!
Персонажи шестерен >>